Основы теории нечетких множеств



         

Методы построения терм-множеств


Считается, что для практических задач достаточно наличия нечеткого языка с фиксированным конечным словарем — ограничение не слишком сильное с точки зрения практического использования. Лингвистическая переменная , используемая при формализации задач принятия решения, на практике, как правило, имеет базовое терм-множество , состоящее из 2—10 термов. Каждый терм описывается нечетким подмножеством множества значений некоторой базовой переменной и рассматривается как лингвистическое значение . Предполагается, что объединение всех этих элементов терм-множества покрывает полностью . Это гарантирует, что любой элемент описывается некоторым .

Существует способ построения частотных оценок {"редко", "часто", "иногда",...}, который основан на предположении о том, что слово употребляется человеком не для обозначения зарегистрированной частоты появления факта, а для обозначения относительного числа событий в прошлой деятельности человека, когда рассматривалась такая же частота. Каждому

ставится в соответствие нечеткое подмножество интервала . Функции принадлежности получаются на основании психологического эксперимента следующим образом: группе испытуемых предъявляется набор стимулов (оценок частоты) и шкала из категорий, упорядоченных по степени интенсивности частоты от наименьшей до наибольшей ; испытуемым предлагается разбить стимулы на классов согласно интенсивности частоты, независимо оценивая каждый стимул и помещая в любую категорию любое число стимулов. Каждому числу из , , ставятся в соответствие степени употребления группой испытуемых слова

для обозначения категории. Значения функции принадлежности определяются в результате нормирования: .

Предложенная методика оправдана следующим: выбор обозначения категории не отражается сколь-нибудь значительно на проведении испытания. Во-первых, число категорий (деление шкалы) не влияет кардинально на результаты эксперимента, в котором производится шкалирование субъективных ощущений. Во-вторых, шкала из




Содержание  Назад  Вперед