Лекции по управлению программными проектами

       

Правильные люди


Рональд Рейган говорил: «Окружите себя самыми лучшими людьми, которых вы только сможете найти, передайте им в руки власть и не мешайте им».

За годы работы у меня сформировалось собственное видение правильного командного поведения. Эффективный командный игрок:

  • Занимает активную позицию, стремится расширить свою ответственность и увеличить личный вклад в общее дело.
  • Постоянно приобретет новые профессиональные знания и опыт, выдвигает новые идеи, направленные на повышение эффективности достижения общих целей, добивается распространения своих знаний, опыта и идей среди коллег.
  • Получает удовольствие от своей работы, гордится ее результатами и стремится, чтобы эти же чувства испытывали все коллеги.
  • Четко осознает свои личные и общие цели, понимает их взаимообусловленность, настойчиво стремится к их достижению.
  • Уверен в себе и в своих коллегах, объективно оценивает их достижения и успехи, внимательно относится к их интересам и мнениям, активно ищет взаимовыгодное решение в конфликтах.
  • Является оптимистом, при этом твердо знает, что окружающий мир несовершенен; воспринимает каждую новую проблему, как дополнительную возможность подтвердить собственный профессионализм в своих глазах и во мнении коллег.

Вместе с тем, встречаются патологии поведения, которые, на мой взгляд, неприемлемы в команде:

  • Непорядочность. Лживость, отсутствие совести и чувства справедливости, способность на низкие поступки.
  • Синдром острого дефицита эмпатии. Эгоцентризм. Неуважение и невнимание к партнерам. Склонность к отрицательным оценкам других. Грубость. «Каждый сам за себя! — никто тебе не поможет!» «Человек человеку волк!»
  • «Звезданутость». Завышенная самооценка. Подчеркивание собственного превосходства. Умничанье. Человек сильно переоценивает свой личный вклад в общее дело и поэтому считает, что он должен работать меньше, чем его «менее способные» коллеги.
  • Вульгарный анархизм. Вольница — это полная безответственность, свобода от каких либо обязательств перед другими, ничем не сдерживаемые проявления чувств, действия или поступки. «Произвольничать, поступать самовольно, в обиду другим, нагло, дерзко» (с) В.Даль.
    Не путать со «свободой»!
  • «Социальный паразитизм». Стремление прожить вольготно за чужой счет там, где ответственность размыта, а личный вклад трудно четко выделить.


Моя рекомендация: лечить патологию «хирургически» — избавляться от проблемных людей. Воспитывают в детском саду, ну еще немного в начальной школе. Дальше люди воспитываются только самостоятельно, а окружающие могут лишь помогать или не мешать в этом процессе. Убежден, что каждый взрослый человек имеет то, к чему он осознанно или неосознанно стремится. Нянчиться и воспитывать человека — это значит ограждать его от проблем, закрывать ему путь к переосмыслению своего опыта и развитию, «загонять болезнь внутрь» при помощи «социального аспирина».

Я знаю ровно четыре необходимых и достаточных условия для того, чтобы сотрудник эффективно решил поставленную мной задачу. Это


  1. Понимание целей работы.
  2. Умение ее делать.
  3. Возможность ее сделать.
  4. Желание ее сделать.


Для того чтобы обеспечить выполнение этих условий, руководитель должен уметь эффективно выполнять четыре функции:


  1. Направлять. Если сотрудник не понимает что делать, задача руководителя — обеспечить общее видение целей и стратегии их достижения.
  2. Обучать. Если сотрудник не умеет, задача руководителя — «обучать», быть наставником и образцом для подражания.
  3. Помогать. Если у сотрудника не может выполнить работу, задача руководителя — «помогать», обеспечить исполнителя всем необходимым, убрать препятствия с его пути.
  4. Вдохновлять. Если у сотрудника не достаточно желание выполнить работу, задача руководителя — «вдохновить», обеспечить адекватную мотивацию участника на протяжении всего проекта.



Содержание раздела